История России

Древнерусское государство (IX—XII вв.)
Предгосударственный период (700-862)
Дохристианская Русь (862-988)
Расцвет древнерусского государства (988-1054)
Период междоусобиц (1054-1132)
Раздробленность русских земель (XIII — середина XV в.)
Начало раздробленности (1132-1237)
Эпоха монгольского нашествия (1237-1303)
Становление Московской Руси (1303-1462)
Московское государство (Конец XV - XVII вв.)
Великое княжество Московское (1462-1547)
Московское царство при Рюриковичах (1547-1598)
Смута на Руси (1598-1613)
Россия при первых Романовых (1613-1689)
Российская империя (XVIII — начало XX в.)
Эпоха Петра I (1689-1725)
Эпоха дворцовых переворотов (1725—1801)
Российская империя в XIX веке (1801-1894)
Россия в годы правления Николая II (1894-1917)
Советское государство (1917—1991 гг.)
Революции 1917 г. и гражданская война (1917-1922)
СССР в Довоенный период (1922-1941)
Великая Отечественная война (1941-1945)
Послевоенный период (1945-1985)
Перестройка и распад СССР (1985-1991)
Российская Федерация (Начало 90-х гг. XX в. — н. в.)
Российская Федерация в конце XX века (1992-1999)
Российская Федерация в XXI веке (2000- н.в.)

Афоризм и цитата дня

" "
Оливер Уэнделл Холмс-старший

Счетчики

Гражданские (религиозные) войны во Франции во 2-ой половине XVI века
Юшников А.В. , Запад (XVI-1918)
16.05.2015 14:43
Гражданские (религиозные) войны во Франции во 2-ой половине XVI века
Во второй половине 16 века Франция вступила в период политического кризиса, проявлением которого стали религиозные (гражданские) войны между католиками и кальвинистами, длившиеся с короткими перемириями более 30 лет.
 
Периодизация.
3 основных этапа войн:
 
1.       1559(1560, 1562)-1570
2.       1572-1576
3.       1580-1598
 
3 даты начала войны:
 
а) 1559г. - мир в Като-Камбрези
6)1560г. — Амбуазский заговор
в) 1562 - резня в Васси
Причины.
К причинам, приведшим к религиозных войам можно, в первую очередь, отнести следующие:
1) Окончание Итальянских войн (1559 г.) в которых Франция потерпела поражение. Пока шли войны, оппозиционные настроения, связанные с укреплением абсолютизма, не проявлялись особенно резко: дворянство в значительной степени кормилось войнами, теперь же, вынужденное вернуться домой, не получив то, на что они надеялись (военную добычу и земли) и оставшись в своем большинстве «у разбитого корыта», дворяне начали высказывать недовольство действующей властью.
2) Сепаратистские тенденции местной провинциальной знати. Они еще не рассталась со стремлением к возврату своей привилегии вести себя независимо по отношению к королю.
3) Недовольство придворной аристократии увеличением власти «дворянства мантии», которых они считали «выскочками». Они привыкли, что именно они, по праву рождения, участвуют в управлении государством, король с ними считается, являясь лишь «первым среди равных». К середине XVI века ситуация изменилась, но не все были готовы это признать.
4) Недовольство крестьян и бюргеров ростом налогов, вызванное как «революцией цен», так и возросшими затратами на содержание формирующейся абсолютной монархией.
Характер войн.
Начавшиеся во 2-й половине XVI века войны внутри французского королевства называют как религиозными (иногда гугенотскими, что значительно реже, особенно в современной историографии), так и гражданскими. В первом случае акцентируется религиозный аспект (противостояние католиков и протестантов (французских кальвинистов), во 2-м – политический (противостояние различных социальных слоев и политических групп для решения своих политических целей). На мой взгляд, оба эти мотивы имели место быть, можно лишь говорить об их соотношении. Как показывают события этих войн, политические мотивы зачастую преобладали, особенно во 2-й части конфликта, но и религиозную составляющую не стоит сбрасывать со счетов, для XVI века это было бы в корне неверно.
Первый период религиозных войн: 1559(1560,1562)—1570.
В короткий период правления Франциска II (1559—1560) при дворе возросло влияние Лотарингских герцогов Гизов, родственников Марии Стюарт — будущей шотландской королевы, а пока супруги молодого короля. Франциск (Франсуа) Гиз, главнокомандующий королевской армией, и его брат кардинал Карл Гиз, возглавили дворян, недовольных проабсолютистской политикой. Эта знать имела опору в старинном домене короля — северо-восточных и центральных провинциях.
В юго-западных и южных областях Франции локализовалась протестантская оппозиция абсолютизма. Её возглавляли принц крови Антуан Бурбон и принц Конде. Представители этой группировки называли себя гугенотами от западно-швейцарского "eidguenots" — сообщник, сотоварищ. Южное и юго-западное дворянство не удостаивалось особого покровительства и поддержки со стороны короля и поэтому видело средство к улучшению своего экономического положения в секуляризации церковных земель, и с этими целями охотно принимало кальвинизм. Новая вера содействовала укреплению нарушенных абсолютизмом вассальных связей титулованной знати с провинциальным дворянством. Теперь вассальные связи скреплялись общностью веры и противостоянием католицизму.
Конкурирующие дворянские группировки северо-востока и юго-запада сначала стремились подчинить своему влиянию короля, а затем перешли к антидинастической борьбе, выдвигая каждая своего кандидата на престол.
Амбуазский заговор — попытка дворцового переворота, организованная в 1560 г. гугенотской аристократией во главе с принцем Конде. Целью заговора было отстранение Гизов, созыв Генеральных штатов и обеспечение интересов принца крови Антуана Бурбона и гугенотов. Для этого южное дворянство предприняло поход на королевский замок Амбуаз. Заговор был раскрыт, часть мятежных дворян казнена, принц Конде арестован. Только неожиданная смерть Франциска II спасла принца от казни.
Франциску II наследовал его брат Карл IX, малолетство которого потребовало назначения регента. Регентшей стала королева-мать Екатерина Медичи. Она пыталась примирить противоборствующие группировки, однако ее политика компромисса враждебно воспринималась как католиками, так и гугенотами.
В 1562 г. отряд герцога Лотарингского Франциска Гиза расправился с небольшой группой гугенотов, собравшихся в местечке Васси в провинции Шампань для отправления культа. Провинция Шампань находится к востоку от Парижа, то есть на территории католиков, собираться здесь протестантам было большим риском. Вообще Гиз имел полное право вершить свой суд в подвластных ему землях. Убийство в Васси положило поводом для начала религиозной гражданской войны во Франции.
С целью мирного урегулирования конфликта Екатерина Медичи совершила вместе с малолетним королем «великое путешествие по Франции» (январь 1564-май 1566). Путешествие было задумано также с целью укрепить престиж короны в провинции. Внешне оказывая почтение молодому королю и его регентше-матери, жители провинций ожидали от них подтверждения своих прав и привилегий, но в своей массе не дождались этого, что в результате не только не предотвратило начавшееся противостояние, но усугубило его.
Однако на первом этапе крупных сражений не происходило, если не считать битвы при Жарнаке, в которой погиб принц Конде, и Морконтуре (обе битвы состоялись в 1569 году, обеими формально от имени короля командовал герцог Анжуйский, будущий король Генрих III). Обе феодальные группировки в эти годы стремились захватить влияние на короля и править от его имени. Католическая сторона находила поддержку в северной части Франции, она опиралась на Париж, ее программа — "Один король, один закон, одна вера". Юг Франции объединился вокруг Бурбонов и крупных феодальных фамилий. Вождями гугенотов были принц Конде и адмирал Гаспар де Колиньи.
Первый период войн закончился эдиктом примирения в Сен-Жермене (1570) (лат. edictum, от edico- объявляю). Гугеноты получили право на богослужение в пределах предместьев каких-либо двух городов в каждом губернаторстве Франции, а также право занимать общественные должности. Кроме того, им были предоставлены четыре военные крепости Монтобан, Коньяк, Ла Рошель, Лашарите.
Второй период религиозных войн; 1572—1576.
Сен-Жерменский мир не решил основных проблем, а где-то их даже добавил. В первую очередь им оказались недовольными католики, что вызвало продолжение войн. В свою очередь и протестанты стремились как сохранить полученные привилегии, так и приобрести новые, что только усугубило развивающиеся события, сделало их еще более масштабными.
На этом этапе происходит окончательная смена лидеров противоборствующих группировок. После смерти принца Конде в битве при Жарнаке формальным лидером гугенотов стал его племянник, молодой принц Генрих Наваррский, сын Антуана Бурбона, а реальное военно-политическое руководство перешло в руки адмирала Гаспара де Колиньи. Правительство опасалось чрезмерного усиления ультракатолической партии, возглавляемой лотарингскими герцогами Гизами (глава рода которых, Франсуа де Гиз, тоже погиб, еще в 1563 году, от руки наемного убийцы, и место лидера занял его сын Генрих де Гиз), которых поддерживала Испания, и предоставило гугенотам большие уступки. В частности, представители гугенотов были включены в Королевский совет. Особое влияние приобрел в нем Колиньи, предложивший королю сплотить католическое и гугенотское дворянство в новой войне против Испании, послав экспедицию на помощь восставшим нидерландским кальвинистам. По замыслу Екатерины Медичи мир должен был скрепить брак сестры короля Маргариты Валуа и Генриха Бурбона. С этим браком связано событием, ставшее началом второго периода войны - расправа над гугенотами в Париже в ночь на 24 августа 1572 г. — праздник святого Варфоломея. «Варфоломеевская ночь» стала нарицательным выражением и вошла в историю как символ религиозного фанатизма и слепого насилия. Остановимся на кратком изложении хода событий этой ночи, а также том, что ей предшествовало.
Итак, 18 августа 1572 г. состоялась свадьба Маргариты Валуа и Генриха Бурбона короля Наварры. Молодожёнам было тогда по 19 лет. На церемонию съехался цвет гугенотского дворянства. Двор стремился поразить подданных пышностью торжеств и сплотить всех в общей радостью, однако парижане ненавидели вчерашних врагов — еретиков гугенотов. Католические проповедники-агитаторы предсказывали Божий гнев, который должен был неминуемо покарать город, где допустили богомерзкую свадьбу.
22 августа адмирал Колиньи был ранен выстрелом из аркебуза в руку. Стрелявший успел скрыться, но, как выяснилось, стреляли из дома одного из чиновников, находившегося под покровительством герцога Генриха Гиза. У Генриха Гиза были основания ненавидеть адмирала — его влияние на короля ставило под угрозу положение Гизов. Кроме того, между их родами была кровная вражда, так как Колиньи считался организатором убийства в 1563 г. Франциска Гиза, отца Генриха.
У постели раненого Колиньи собрались возбужденные гугеноты, обсуждая, следует ли добиваться правосудия от короля или бежать из Парижа и самостоятельно мстить Гизам, и королю, если он не воздаст обидчику по заслугам. Все это было высказано и самому королю Карлу IX, и Екатерине Медичи, пришедшим выразить сочувствие. Карл IX пригласил своего лучшего медика, нашедшего рану неопасной, и, пообещал наказать виновных и прислать солдат для охраны дома больного адмирала.
В ночь с 23 августа на 24 августа заседал своеобразный "кризисный комитет": король, Екатерина Медичи, брат короля герцог Анжуйский, маршал, канцлер и приближённые к королю вельможи. Многие участники этого заседания рассказывали о нем в своих мемуарах, стараясь переложить ответственность за последующие события с себя на других. Поэтому трудно установить, кто был инициатором принятого решения. Вероятнее всего победил общий план нанесения превентивного (опережающего) удара по гугенотам, грозившимся начать войну. Городским властям было приказано мобилизовать городскую милицию и запереть ворота. Примерно в два часа ночи к дому Колиньи явились люди Генриха Гиза и солдаты из королевской охраны. Они убили адмирала и выкинули тело на улицу. Согласно плану ударил сигнальный набат. Отряды Генриха Гиза и герцога Анжуйского стали врываться в дома, где разместились знатные гугеноты и убивать всех подряд. Однако жизнь Генриху Бурбону сохранили, заставив его под угрозой смерти принять католичество.
Утром разнеслась весть, что расцвел сухой боярышник на кладбище Невинноубиенных. Толпы парижан желали убедиться в этом чуде, а убедившись, получили новый повод продолжить убийства, посчитав это одобряющим знаком свыше. Они продолжались ещё неделю, перекинувшись из Парижа в некоторые города. В Париже погибли около 2 тыс. человек Общее число погибших по всей Франции в погромах конца августа — начала сентября составляет не менее 5 тыс. человек.
Не могла не реагировать на эти события, однозначно вышедшие из под ее контроля, и власть.Уже утром 24 августа король отдает приказ о немедленном прекращении беспорядков. Затем утверждает, что все случилось по его воле. Но, при этом, он не аннулирует прежний Сен-Жерменский мир, а, напротив, подтверждает его статьи о религиозной свободе на специальном заседании Парламента, отменив лишь право гугенотов иметь собственные крепости и собственные войска. В письмах, разосланных протестантским государям, правительство утверждало, что король не покушался на религиозную свободу подданных. Речь шла только о ликвидации гугенотского заговора против короля, но вмешательство парижской черни привело к излишнему кровопролитию. В свою очередь, в Рим и Мадрид (то есть в центры католичества) Екатерина Медичи писала, что случившееся есть осуществление давнего ее плана восстановить католическое единоверие в стране.
Трагедия в Париже знаменовала не только начало второго периода войн, но была свидетельством изменения позиции власти. До 1572 г., будучи не в силах предотвратить начавшиеся войны, корона пыталась держать под контролем военные действия и стремилась к примирению противоборствующих сил. В Варфоломеевскую ночь власть не препятствовала столкновению. Разрешив католикам учинить расправу над гугенотами в Париже, она подтолкнула начало гражданской войны в масштабе всей Франции.
Меняется и характер религиозных войн. Главная особенность этого этапа – ведутся широкомасштабные военные действия, начавшиеся практически сразу после Варфоломеевской ночи, по крайней мере, с того момента, когда гугеноты пришли в себя после потрясения и решились на продолжение открытого противостояния. Также стоит отметить, что на этом этапе и гугеноты и католики стали выступать против правящей династии.
Претерпевает изменения и характер французской Реформации. С начала религиозных войн и до Варфоломеевской ночи Реформация была, преимущественно, партией знатных вельмож, которые сделали из нее силу политической оппозиции. Благодаря уничтожению дворян пасторы возвращают свое место руководителей общин. Теперь в общинах господствуют не политический расчёт, а религиозная исступленность и искренность верующих.
Перейдем к изложению основных событий, произошедших после Варфоломеевской ночи. Оправившись от первого потрясения, юг и юго-запад восстал. Вскоре появилась идея об отделении этих земель от французской короны и создании самостоятельного государства на юге Франции. Она стала воплощением идей гугенотов о возврате к старым порядкам сословного самоуправления. Формирующаяся самоуправляющаяся Гугенотская конфедерация имела свою армию и систему налогов, а главную роль в ее создании и укреплении сыграли местные представительные учреждения - Провинциальные штаты, традиция созыва которых не прерывалась с формированием абсолютизма. Провинциальные штаты держали под контролем реформатские церкви, диктуя им свои требования и таким образом втягивая их в политическую борьбу. Кроме церковной организации дворяне-гугеноты использовали в своих интересах кальвинистское учение о тираноборстве - о праве на сопротивление государю-тирану как презревшему волю Бога и нарушившему древние привилегии народа. Окончательное оформление Гугенотской конфедерации произошло на съезде гугенотов в Ниме в 1575 г. В 1576 году лидером протестантской партии окончательно становится Генрих Наваррский, сумевший наконец сбежать на юг от королевского двора, при котором он был в статусе фактически почетного пленника, начиная с событий Варфоломеевской ночи. Вернувшись на историческую родину, он вновь принимает кальвинизм, отречься от которого ему пришлось в августе 1572 года, чтобы сохранить жизнь, и Гугенотская конфедерация приняла молодого наваррского короля в качестве своего лидера.
В ответ на это католики тоже начинают консолидироваться в свою организацию. На исходе второго периода религиозных войн, в 1576 г., образовалась Католическая лига. Во главе католиков стоял Генрих Гиз - сын Франциска Гиза. В создании лиги принимал участие и король Генрих III, вступивший на престол в 1574 г. после смерти брата, более того, он объявил себя ее главой, что стало неприятной неожиданностью для Гизов.
В своей декларации Католическая лига предлагала полностью восстановить и впредь сохранять католическое вероисповедание. Помимо этого выдвигались требования вернуть провинциям их права и старинные вольности. Принадлежность к лиге объявлялась обязательной для всех католиков.
Второй период, религиозных войн, несмотря на активность католиков, закончился удовлетворением требований гугенотов. Им были предоставлены свободы отправления культа повсюду, кроме Парижа и территорий, принадлежащих королевскому двору, а также права организовать свои отделения при судебных палатах (парламентах) провинций. Кроме того, гугенотам разрешалось воспользоваться еще 8 крепостями помимо ранее полученных. Король также согласился признать преступлением убийства, совершенные в Варфоломеевскую ночь, возвратить конфискованное у гугенотов имущество.
Третий период религиозных войн; 1580—1598.
Как и итоги 1-го этапа религиозных войн, результат 2-го этапа не устроил католический лагерь, который к этому времени институализировался с созданием Католической лиги. Ситуация обострилось после смерти в 1584 г. дофина, последнего мужского представителя династии Валуа после короля — герцога Алансонского, младшего брата бездетного Генриха III. В результате возниклапрямая угроза прерывания правящей династии, т.к. к тому моменту шансы на то, что у Генриха III родится наследник были близки к нулю. В результате дофином Франции стал Генрих Наваррский, амый близкий родственник правящей династии из оставшихся в живых. Перспектива появления на троне гугенота заставила вождей Католической лиги, в первую очередь Гизов, выдвинуть своего кандидата на престол — кардинала Карла Бурбона (дядя Генриха Наваррского). Такая позиция Католической лиги подтолкнула Генриха IIIк сближению с Генрихом Наваррским, т. к. тот, будучи мужем сестры Генриха III, всё-таки мог продолжить династию и поддержать всех родственников короля.
В ответ на это в Париже сформировалась Парижская лига (1585-94) - объединение всех слоев населения Парижа. Парижская лига, в которую входило большинство мужского населения Парижа, боролась и против Генриха III, недовольство правлениемкоторого в столице был велико, и против вождя гугенотов Генриха Наваррского.
Гизы, реальные лидеры Католической лиги, заставили короля в 1585 г. издать Немурский трактат, которым отнимались все прежние права и преимущества у гугенотов, католицизм объявлялся господствующей религией во Франции, а всем исповедовавшим другие религии предписывалось покинуть страну в течение месяца. Гугеноты, в ответ на это, взялись снова за оружие, и началась религиозная война, известная в истории под именем «войны трех Генрихов» (Генрих III, Генрих Гиз, Генрих Наваррский). Не остались в стороне от нее и соседи. Протестантская Германия поддержала гугенотов присылкою войск, Англия - деньгами. Осенью 1587 г. Генрих Наваррский нанес католикам поражение в битве при Кутра. Несмотря на это, Генрих Гиз, пользуясь бунтом парижан, заставил короля издать эдикт, лишавший права на французский престол лиц не католического вероисповедания. Разумеется, прежде всего, имелся в виду Генрих Наваррский.
Однако уступки короля уже не удовлетворяли Католическую Лигу - она решила свергнуть и короля и Генриха Наваррского. Дерзость Парижской лиги и их вождя Генриха Гиза, претендовавших на право руководить действиями короля, сближение католиков с испанским королем Филиппом II побудили Генриха IIIвесной 1588 г. к новому союзу с Генрихом Наваррским. Позиция короля вновь вызвала волнение в Париже. После народного восстания в Париже в мае 1588 г. Парижская лига добилась низложения Генриха III и создания временного правительства.
Генриху Гизу удалось привлечь всех парижан на свою сторону. В распоряжении Генриха III оставались одни наемники. Сложившаяся обстановка заставила короля покинуть Париж, после чего пойти на перемирие. В итоге он вернулся и попытался вновь стабилизировать обстановку в стране, созвав в октябре 1588 г. Генеральные штаты.
Генеральные штаты под давлением Гизов решили продолжать войну с гугенотами. В один из моментов доведенный до отчаяния король приказал убить Генриха Гиза. В декабре 1588 г. приглашенный в Лувр герцог Гиз был заколот. Однако расправа над Гизом не принесла ожидаемой Генрихом III победы, его убийство привели к новому восстанию парижан. Основным побуждающим фактором бунта Лиги является признание наследником трона того, кто не разделяет религиозных убеждений большинства населения, то есть кальвиниста Генриха Наваррского. В народном сознании верность Богу и верность королю сталкивались и противоречили друг другу.
Для короля развязка наступила в августе 1589 г, когда он был убит кинжалом доминиканским монахом-фанатиком Жаком Клеманом, проникшим в его военный лагерь. Перед смертью король в полном сознании назвал Генриха Наваррского своим законным наследником. В этом же году умерла Екатерина Медичи.
Однако развязка для Генриха III не означала еще развязки для всех религиозных войн. Фактически в стране наступил период безвластия. Францию в эти годы опустошали дворянские отряды и иноземные наемники, брат Генриха Гиза, герцог Майеннский объявил себя новым претендентом на престол, а испанский король Филипп IIв 1592 г. ввел в Париж из Нидерландов свой гарнизон. Во многих городах вспыхнули восстания, пришло в движение и крестьянство, в частности произошло восстание «кроканов» (1592-1595). Страна оказалась на грани национальной катастрофы. В этих условиях развернула свои решительные действия армия Генриха Наваррского - законного наследника престола. В середине 1593 г. он приблизился к Парижу и начал осаду. Генрих отрезал его от источников снабжения: сжег в окрестностях все мельницы и разобрал мосты. Париж сопротивлялся около трех месяцев: военные силы города превосходили армию Генриха Наваррского. В осажденном городе продолжала свою работу ассамблея сторонников Католической лиги, обсуждался вопрос о престолонаследии. В нарушение традиции лига брала ответственность за престолонаследие на себя. Это обстоятельство подтолкнуло Генриха Наваррского к решению о принятии католичества. По этому поводу ему принадлежит высказывание: «Париж стоит мессы».
Торжественное отречение от кальвинизма состоялось в июле 1593 г., ав феврале 1594 г. состоялась коронация Генриха Наваррского как Генриха IV. Однако она все-таки еще не означала завершение гражданской войны, так как не был решен вопрос о религии, да и политическое единство Французского королевства еще не было до конца восстановлено. Лишь к 1598 г. это было сделано и 13 апреля 1598 года был подписан Нантский эдикт, который стал гарантией мира в послевоенной Франции. Эдикт объявил в качестве официальной галликанскую церковь. В эдикте декларировались права граждан на сословные статусы, имущество, образование, суд, медицинскую помощь независимо от того католики они или кальвинисты. Однако реализация этих прав для католиков и гугенотов была не одинаковой. Эдикт территориально ограничивал права кальвинистов на отправление культа: молебны могли совершаться в строго указанных местах, из которых исключались Париж, все крупные города и епископские резиденции. Кальвинисты могли обучать своих детей только в своих школах, коллегиях и университетах, которые разрешалось строить в местах отправления ими культа. Они не могли воспользоваться госпиталями, так как последние находились под покровительством католической церкви. Право на суд кальвинистам разрешалось осуществлять только в специальных палатах, созданных при провинциальных парламентах. Кальвинисты, как подданные короны, обязывались платить церковную десятину в пользу галликанской церкви, хотя они и не признавали этой церкви.
С политической точки зрения Нантский эдикт был призван содействовать установлению религиозного мира в стране и укреплению власти на местах. Повсеместное действие Нантского эдикта, начиная с 1598 г., лишало знать права по собственному усмотрению решать конфессиональную проблему в своих сеньориях. Генрих IV сделал важный шаг к превращению феодалов, прежде обладавших столь значительной привилегией, в простых королевских подданных. В интересах мира Генрих IVразрешил кальвинистам оставить за собой города-крепости, занимаемые ими со времени образования Гугенотской конфедерации. Это право жаловалось как «королевская милость» на 8 лет, по истечении которых надлежало его продлить либо отменить.
Нантский эдикт действовал на протяжении почти 100 лет, правда, его условия постепенно изменялись в сторону сокращения прав гугенотов. Окончательно он был отменен в 1685 году, но это уже было сделано уже при совсем других условиях, при иной политической ситуации в стране, в период нового расцвета абсолютизма в стране.