История России

Древнерусское государство (IX—XII вв.)
Предгосударственный период (700-862)
Дохристианская Русь (862-988)
Расцвет древнерусского государства (988-1054)
Период междоусобиц (1054-1132)
Раздробленность русских земель (XIII — середина XV в.)
Начало раздробленности (1132-1237)
Эпоха монгольского нашествия (1237-1303)
Становление Московской Руси (1303-1462)
Московское государство (Конец XV - XVII вв.)
Великое княжество Московское (1462-1547)
Московское царство при Рюриковичах (1547-1598)
Смута на Руси (1598-1613)
Россия при первых Романовых (1613-1689)
Российская империя (XVIII — начало XX в.)
Эпоха Петра I (1689-1725)
Эпоха дворцовых переворотов (1725—1801)
Российская империя в XIX веке (1801-1894)
Россия в годы правления Николая II (1894-1917)
Советское государство (1917—1991 гг.)
Революции 1917 г. и гражданская война (1917-1922)
СССР в Довоенный период (1922-1941)
Великая Отечественная война (1941-1945)
Послевоенный период (1945-1985)
Перестройка и распад СССР (1985-1991)
Российская Федерация (Начало 90-х гг. XX в. — н. в.)
Российская Федерация в конце XX века (1992-1999)
Российская Федерация в XXI веке (2000- н.в.)

Афоризм и цитата дня

"

Сон разума рождает чудовищ

"
Испанская поговорка

Счетчики

Переход к Болонской системе образования: проблемы и перспективы (эссе)
Российская Федерация в XXI веке (2000- н.в.) , Разное
17.07.2017 17:24

 


И.А. Дунбинский, Е.А. Костылева


Любознательность является одной из базовых характеристик человека, и во многом обусловливает его историю. Наверное, с самого момента начала осмысленного бытия человек задает себе вопросы «кто я?», «откуда я пришел?», «каков этот мир?», «каковы другие люди?» и пытается на них ответить. Со временем из подобных наивных, но действенных начал возникло такое явление, как наука со своей методологией, приверженностью объективности и традициям, стремлением к рациональности и эмпирическим методам – человек стал изучать мир осознанно и целенаправленно.

С возникновение и развитием культуры и науки появилась потребность в передаче накопленных знаний, умений, навыков, способов их получения, последующим поколениям. Причём с каждым веком существования человечества этот общечеловеческий информационный багаж становится всё обширнее и сложнее, потому что наука не стоит на месте, она постоянно развивается во всех своих сферах, появляются новые научные дисциплины, происходят процессы их взаимопроникновения, слияния, или же, напротив, дифференциация.

Связующим звеном между наукой как отдельной сферой деятельности человека и людьми, живущими в конкретную эпоху, служит система образования. Благодаря учебной деятельности происходит передача научного, культурного и социального опыта человечества ныне живущим людям, которые в дальнейшем, ознакомившись с работой своих предшественников, развивают их идеи и методы с использованием тех средств и способов, которые их предшественникам были недоступны. Невероятно точно этот процесс научного развития и преемственности отражает идея неизвестного автора, который сравнил представителей науки с пигмеями, стоящими на плечах великанов – они основываются на старом и давно известном, но их взоры могут проникать дальше.

Система образования очень тесно привязана ко времени, в котором она существует. Она существует именно в той форме, которая обусловлена имеющимися условиями и выполняет те функции, которые продиктованы потребностями общества. Фактически система образования выполняет социальный заказ общества, производит кадры, которые необходимы в этом времени в конкретных сферах научной и производственной деятельности. Система образования неизбежно отражает дух времени и отвечает на его запросы.

            Долгий путь развития человечества привёл его к вступлению в постиндустриальную эпоху, которая, как и свойственно любому новому витку развития общества, принесла с собой значительные изменения во всех сферах человеческой деятельности. Основной формой существования высшего образования в Европе, России и ряде стран СНГ стала Болонская система. Являясь продуктом постиндустриального общества, Болонская система комплиментарна ему, отвечает его запросам и особенности её структуры соответствуют потребностям социума.

            Несомненно, прежняя система высшего образования России имела ряд положительных особенностей, которые стали фактически несовместимы с новой. Специалитет был направлен на более фундаментальную и, возможно, гармоничную в плане соотнесения теоретической и практической сферы, подготовку выпускника, больше внимания уделял развитию его творческого потенциала, обогащению мировоззрения.

Бакалавриат же изначально ориентирован на более приземленные стандарты овладения базовыми компетенциями и знание минимальной теоретической базы, необходимой для работы в какой-то определённой сфере. Срок обучения почти на 2 года меньше, чем был в специалитете, что означает неизбежную потерю ряда изучаемых дисциплин. Но после него появляется дополнительная ступень образования – магистратура, во время обучения в которой студент должен оттачивать свои практические навыки под руководством компетентных в конкретной области специалистов. Однако прежде чем продолжить, следует сделать очень важное уточнение – присоединение России к Болонскому процессу не означает соответствие ему. В постсоветском пространстве переход на Болонскую систему осуществляется в несколько причудливых формах, которые пока лишь пытаются приблизиться к тому, что изначально подразумевает под собой Болонская система, как-то адаптировать её исходный план к имеющимся реалиям, поэтому далее в своём эссе я буду опираться и делать отсылки именно к той системе высшего образования, которая существует в настоящее время в Российской Федерации.

            Фактически такое значительное сокращение времени обучения для получения базового высшего образования не является значительным недостатком новой системы высшего образования. Базовый уровень подготовки выпускников-бакалавров, необходимый для работы в какой-то конкретной сфере деятельности, не страдает. Это достигается за счёт рационализации учебного времени, ликвидации из программы учебных курсов, которые не представляют собой значительной ценности. Также сокращению срока обучения способствует внедрение новых способов обучения, которые позволяют достигать лучших результатов за те же или более короткие сроки, развивают необходимые компетенции студентов и формируют требуемые их специальностью умения и навыки.

            Однако не стоит забывать, что бакалавриат является лишь первой (из ряда) ступенью высшего образования. Он изначально не позиционировался как 100% аналог специалитета, и существует в рамках иной образовательной системы. Выпускники-бакалавры не уступают специалистам в плане успешности работы в конкретных сферах деятельности, потому что их подготовка также соответствует стандартам и необходимым минимумам. Бакалавриат является начальной ступенью высшего образования, призванной создать специалиста, готового к работе по означенной в дипломе профессии, и не более чем. Если сравнивать именно с этой точки зрения, очевидно, что они равны специалистам. Однако если смотреть шире, выпускники-бакалавры всё же уступают специалистам в общем уровне образованности, в глубине и полноте полученного образования, в понимании обширности междисциплинарных связей и всего того, что не связано непосредственно с получаемой профессией, но косвенно является важным. Думаю, существенным недостатком бакалавриата является именно обращение к человеку как к субъекту деятельности, в то время как специалитет в большей мере направлен на развитие личности, формирование научного мировоззрения, а не только на научение способам реализации практической и отчасти научной деятельности.

            Человек, который хочет получить более основательную подготовку в своей области знания и заняться наукой, несомненно, будет продвигаться по дальнейшим ступеням системы высшего образования – поступит в магистратуру, аспирантуру и т.д. Однако это уже всецело зависит от потребностей, мотивации конкретной личности, ведь таковая есть не у всех. Подавляющему большинству для реализации практической деятельности в выбранной сфере хватает и начальной ступени высшего образования (это очевидно исходя из того, что численность магистрантов всегда меньше, чем бакалавров).

            Хотелось бы особенно подчеркнуть тот факт, что в любой образовательной системе важнейшим условием её эффективности является самообразование человека, особенно с учетом того, что студентами становятся на пороге совершеннолетия, в возрасте уже довольно осознанном и более склонном к принятию ответственности, чем подростковый. Преподаватели предоставляют необходимую информацию, но за её получение ответственен сам студент. Если он не мотивирован на осуществление учебной деятельности, нет принципиального значения, в какой системе она осуществляется – результат всё равно будет нулевым.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что переход университета на систему Болонского образования в современных условиях обусловлен требованиям к высококлассным специалистам в современных реалиях. Многие, активно критикуют эту систему, указывая на ее недостатки, не желая меняться в ногу со временем. Однако, на наш взгляд, Болонская система способна осовременить отечественное образование и подготовить кадры, не уступающие выпускникам-специалистам, которые могли бы достойно интегрироваться в современное зарождающееся постиндустриальное общество в России.

 

 

Список литературы:

1.      Здерева Г.В. Современные проблемы методологии исторической науки и преподавания истории в вузе // Научно-культурный журнал relga. 2006. № 18. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1161&level1=main&level2=articles (дата обращения 19.01.2016);

2.      Концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации // История. 2000. № 8. URL: https://his.1september.ru/article.php?ID=200000801 (дата обращения 19.01.2016);

3.      Петрова Г.И., Ершова И.А., Зоткин А.О. Исследовательский университет versus университет классический? // Вестник томского государственного университета. 2014. № 386;

4.      Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе [Электронный ресурс]: Общедидактические приемы: Экстернат.РФ: Образовательный портал. URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79-genera-didactic-techniques/4899-2014-03-23-16-33-40.html (дата обращения 19.01.2016);

 

5.      О факультете [Электронный ресурс]: Исторический факультет. Томск, 2015. URL: http://history.tsu.ru/node/496 (дата обращения 19.01.2016).