История России

Древнерусское государство (IX—XII вв.)
Предгосударственный период (700-862)
Дохристианская Русь (862-988)
Расцвет древнерусского государства (988-1054)
Период междоусобиц (1054-1132)
Раздробленность русских земель (XIII — середина XV в.)
Начало раздробленности (1132-1237)
Эпоха монгольского нашествия (1237-1303)
Становление Московской Руси (1303-1462)
Московское государство (Конец XV - XVII вв.)
Великое княжество Московское (1462-1547)
Московское царство при Рюриковичах (1547-1598)
Смута на Руси (1598-1613)
Россия при первых Романовых (1613-1689)
Российская империя (XVIII — начало XX в.)
Эпоха Петра I (1689-1725)
Эпоха дворцовых переворотов (1725—1801)
Российская империя в XIX веке (1801-1894)
Россия в годы правления Николая II (1894-1917)
Советское государство (1917—1991 гг.)
Революции 1917 г. и гражданская война (1917-1922)
СССР в Довоенный период (1922-1941)
Великая Отечественная война (1941-1945)
Послевоенный период (1945-1985)
Перестройка и распад СССР (1985-1991)
Российская Федерация (Начало 90-х гг. XX в. — н. в.)
Российская Федерация в конце XX века (1992-1999)
Российская Федерация в XXI веке (2000- н.в.)

Афоризм и цитата дня

" Кого история ничему не учит, тому преподносит урок "
Константин Кушнер

Счетчики

Словарь терминов по культуре и искусству: О-П
Архитектура , Живопись
09.08.2017 23:58

«Оп-арт» (от англ. opticalart – оптическое искусство) – авангардное течение, одна из поздних модификаций абстрактного искусства, произошло от геометрической ветви. Складывается в 1950-х, развивается – в 1960-х. В творчестве использовали различные зрительные иллюзии, простые линейные ритмы, опирались на особенности восприятия плоских и пространственных фигур.

 

«Органический стиль» – органическая архитектура, направление в архитектуре 20 в., цель – соответствие построек окружающей среде, подчинение их формы назначению, учитывается индивидуальность и психология человека. Идеи впервые высказаны в конце ХIХ века, американский архитектор Луис Салливен, развиты в начале ХХ его учеником Фрэнком Ллойдом Райтом. «Дома прерий» (дом Роби в Чикаго, 1909 г.). Райт отказывается от индустриальных методов строительства, использует естественные материалы, создает непрерывное, перетекающее внутри пространство. Продолжение. Целые школы органического стиля. Влияние на постмодернизм.

 

Ордер архитектурный – определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент). Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции; основные ордера получили название от племен и областей: дорический, ионический, коринфский. Разновидность дорического ордера – тосканский, коринфского и ионического – композитный.

 

Пагода – буддийское мемориальное сооружение, квадратный или многоугольный план.

 

Периптер – прямоугольный в плане храм, колоннада, один ряд колонн со всех сторон.

 

Петроглиф – изображения и знаки, выбитые и высеченные на поверхности скал, на потолках и стенах пещер и на отдельные камнях.

 

Пиктографическое письмо – рисуночное письмо, со времени неолита.

 

Пилястра – плоский вертикальный выступ стены, модификация ордерной колонны.

 

Поп-арт (англ. popart, сокращение от popularart – популярное, общедоступное искусство; второе значение слова связано со звукоподражательным англ. рop – отрывистый удар, хлопок, шлепок, т.е. производящее шокирующий эффект) – направление в искусстве конца 1950-х – начала 1970-х; возникает как оппозиция беспредметному абстракционизму; знаменует переход к концепции нового авангардизма. Представители поп-арта провозгласили своей целью «возвращение к реальности», но реальности, уже опосредованной масс-медиа: источником их вдохновения стали глянцевые журналы, реклама, упаковка, телевидение, фотография. Поп-арт вернул предмет в искусство, но это был предмет, не опоэтизированный художественным видением, а предмет нарочито бытовой, связанный с современной индустриальной культурой и, в особенности, с современными формами информации (печать, телевидение, кинематограф).

 

Постимпрессионизм (фр. postimpressionisme, от лат. post – после и импрессионизм) – совокупность направлений, возникших во французском искусстве во второй половине 1980-х годов и пришедших на смену импрессионизму. Началом постимпрессионизма принято считать середину 1880-х, когда состоялась последняя выставка импрессионистов и был опубликован Манифест символизма (1886) поэта Жана Мореаса. Новые течения декларировали неприятие эстетики импрессионизма и реализма. Их объединяла готовность передавать в картинах не сиюминутные, но длительные, сущностные состояния жизни, как материальные, так и духовные.

 

Постмодернизм – основное направление современной философии, искусства и науки. Среди литературоведов термин впервые применил ИхабХассан в 1971 году, первый манифест постмодернизма сочинил Лесли Фидлер, в 1979 году вышла книга Ж.-Ф. Лотара «Постмодернистское состояние». В западном искусстве широкое распространение получили так называемые «симулякры» – жизнеподобные фикции, копии, у которых отсутствует подлинник. Это образы отсутствующей действительности, за которыми никогда не стояла никакая реальность (различные чудовища, биороботы, пришельцы, трансформеры и т.д.).

 

Примитивизм – в изобразительном искусстве конца XIX–XX вв., сознательное, программное опрощение художественных средств и обращение к формам так называемого примитива – произведениям первобытного, средневекового, народного искусства, детского творчества. Распространение примитивизма часто обусловлено стихийным неприятием художниками некоторых сторон современной культуры, их бегством от действительности к первозданным пластам жизни. Термин часто применяется и по отношению к «наивному искусству», т.е. творчеству мастеров, не получивших профессиональной подготовки, однако вовлеченных в общий художественный процесс конца XIX–XX вв.

 

 

Пропилеи – монументальные ворота.

 

Пуантализм – прием в живописи: письмо раздельными четкими мазками, наносящими на холст чистые краски в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя.