История России

Древнерусское государство (IX—XII вв.)
Предгосударственный период (700-862)
Дохристианская Русь (862-988)
Расцвет древнерусского государства (988-1054)
Период междоусобиц (1054-1132)
Раздробленность русских земель (XIII — середина XV в.)
Начало раздробленности (1132-1237)
Эпоха монгольского нашествия (1237-1303)
Становление Московской Руси (1303-1462)
Московское государство (Конец XV - XVII вв.)
Великое княжество Московское (1462-1547)
Московское царство при Рюриковичах (1547-1598)
Смута на Руси (1598-1613)
Россия при первых Романовых (1613-1689)
Российская империя (XVIII — начало XX в.)
Эпоха Петра I (1689-1725)
Эпоха дворцовых переворотов (1725—1801)
Российская империя в XIX веке (1801-1894)
Россия в годы правления Николая II (1894-1917)
Советское государство (1917—1991 гг.)
Революции 1917 г. и гражданская война (1917-1922)
СССР в Довоенный период (1922-1941)
Великая Отечественная война (1941-1945)
Послевоенный период (1945-1985)
Перестройка и распад СССР (1985-1991)
Российская Федерация (Начало 90-х гг. XX в. — н. в.)
Российская Федерация в конце XX века (1992-1999)
Российская Федерация в XXI веке (2000- н.в.)

Афоризм и цитата дня

"

Наша жизнь — путешествие, идея — путеводитель. Нет путеводителя, и все останавливается. Цель утрачена, и сил как не бывало.

"
Виктор Мари Гюго

Счетчики

Словарь терминов по культуре и искусству: К
Архитектура , Живопись
09.08.2017 23:53

Канон (греч. κανών, буквально – прямой шест, возможно трость) – в изобразительном искусстве, совокупность твёрдо установленных правил, определяющих в художественном произведении нормы композиции и колорита, систему пропорций, либо иконографию данного типа изображения; Каноном называется также произведение, служащее нормативным образцом.

 

Карниз (нем. karnies, от греч. koronis – конец, завершение) – горизонтальный выступ на стене: 1. Верхняя часть антаблемента, лежащая на фризе. 2. Выступ на стене здания под крышей или над окном, над дверью.

 

Кинетическое искусство – художественное направление, ориентированное на создание динамических моделей, призванных передать сущность движения (конкретного движущегося предмета) и созданных из различных (как правило, программно случайных) технических элементов.

 

КИЧ (китч, нем. Kitsch – халтурить, создавать низкопробные произведения; нем. Verkitchen – дешево распродавать, продавать за бесценок, делать дешевку; англ. forthekitchen – «для кухни») – дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект; синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика. Возник в прикладном искусстве. В художественной промышленности 2-й пол. XIX – нач. XX века. Кич распространился как промышленная имитация уникальных изделий. Позже распространился на все сферы искусства: от станковой живописи до всех видов искусства, в т.ч. не только на традиционные – литературу, музыку, театр, архитектуру, но и на кинематограф и телевидение. В 1960–1980-е годы предметы китча стали распространенным явлением массовой культуры.

 

Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – стиль и направление в искусстве и литературе XVII – начала XIX вв., ознаменовавшие возвращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу.

Для этого направления характерны рационализм, нормативность, тяготение к гармонии, ясности и простоте выражения, уравновешенность композиции и в то же время определенная доля схематизации и идеализации в художественных произведениях, что выражалось, например, в иерархии «высоких» и «низких» стилей в литературе, требовании «трех единств» – времени, места и действия – в драматургии, подчеркнутом пуризме в области языка.

 

Клерикализм (от лат.. clericalis – церковный) – политическое направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества.

 

Кокошник – декоративная деталь, ложная закомара, украшение сводов, стен, барабанов, шатров.

 

Колорит – система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства.

 

Композиция – построение художественного произведения, организация взаимного расположения его частей, их соподчинение, что придает произведению единство, целостность и завершенность. В живописи композицию определяет сюжет, способ передачи пространственных и временных отношений, точка зрения и т.д.

 

Конструктивизм (от лат.Construction – построение) – направление в искусстве 1920–30-х гг. ХХ в., художественный стиль, связанный с кубизмом и футуризмом (в архитектуре, оформительском и театрально-декорационном искусстве, плакате, искусстве книги, художественном конструировании). Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу конструирования окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми.

 

Контрфорс (от франц. contre-force – противодействующая сила) – массивная подпорка для поддержания стены.

 

Концептуализм (от лат. conceptus – мысль, понятие) – одна из разновидностей постмодернизма, сформировался в 1960–1980-е годы. В создании произведения используются «концепты» – предметы, символизирующие «атрибуты цивилизации» (графики, схемы, формулы). Из авангарда была заимствована манипулятивность – склонность экспериментировать с прямым воздействием искусства на человека. Из модерна – традиции стилизации, использование цитат и реминисценций. Искусство ХХ века все больше превращается в арт-деятельность, функционирует как производство, конструирующее арт-объекты – некие музыкальные, информационные, художественные и литературные «продукты», сочетающие в себе интеллектуальный замысел, логическую рефлексию и элементы собственно художественного произведения. Личность художника деперсонифицируется. Субъект, порождающий произведение, исчезает, его место занимает своего рода арт-инженер, предлагающий конструктивно-концептуальное «решение» художественного объекта.

 

Кора (от греч.Kore – девушка) – статуя прямо стоящей девушки в длинных одеждах, характерная для искусства Древней Греции.

 

Коринфский ордер – один из трёх основных греческих архитектурных ордеров. Сложился во 2-й половине V в. до н.э. как более насыщенный декором вариант ионического ордера (более высокая капитель, украшенная стилизованными листьями аканта и завитками; модульоны или больше развитые консоли под венчающей плитой карниза заменяют дентикулы или применяются в сочетании с ними). Получил распространение в архитектуре эллинизма и особенно Древнего Рима.

 

Критический реализм – направление (метод) в реалистическом искусстве ХIХ–ХХ веков. Термин был введен А.М. Горьким, первоначально применительно к литературе, поскольку имелся в виду обличительный характер реализма, его гуманистическая направленность. Произведения носили социально окрашенный характер, были проникнуты сочувствием к простым людям.

 

Кромлех (от бретонского crom – круг и lech – камень), один из видов мегалитических построек времени неолита и главным образом бронзового века. Обычно состоит из огромных (до 6–7 м высотой), отдельно стоящих камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей. Они опоясывают площадку, в середине которой иногда находится дольмен или менгир.

 

Кубизм (от франц. – куб) – модернистское направление в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) первой чет. XX в. Возникновение кубизма относят к 1907 г., когда П. Пикассо написал картину «Авиньонские девицы». Кубизм выдвинул на первый план формальные эксперименты – конструирование объёмной формы на плоскости, выявление протых, устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые.

 

Курос (от греч. kúros – юноша) – статуя юноши-атлета (преимущественно обнажённого), характерный образец древне-греческой пластики периода архаики.